Частица мощей св. Иннокентия Иркутского

i1636rpЧастица мощей св. Иннокентия Иркутского

       Свт. Иннокентий происходил из древнего рода Кульчицких, издавна жившего в юго-западной России. Родился св. Иннокентий около 1680-85 годов и в св. крещении был назван Иоанном. Когда отроку Иоанну исполнилось 12-13 лет, он был отдан в Киевскую Академию, где он и прошел весь курс наук.  По окончании учения, в 1706 г. св. Иннокентий принял монашество и вскоре был посвящен сначала в иеродиакона, а потом виеромонаха Киеве-Печерской лавры. Здесь, в лавре, св. Иннокентий пробыл до 1710 года. После этого он был вызван митрополитом Стефаном Яворским в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Здесь он сделан был учителем словесности. Эту должность он занимал до 1719 года. Затем он был вызван Петербург, в Троицкий Александро-Невский монастырь. Местожительством был впрочем, не монастырь; он только числился здесь, а на самом деле он был назначен во флот — на корабль «Самсон». В скором времени он был сделан обер-иеромонахом (то-есть главным иеромонахом) пригороде Або в Финляндии. Как обер-иеромонах он должен был наблюдать за поведением подчиненных ему иеромонахов, разрешать разные дела или своею властию, или доносить прямо в Святейший Синод.
        В должности обер-иеромонаха св. Иннокентий пробыл до 4 июля 1720 года. В этот день он был назначен начальником миссии в Китай в сане епископа. Рукоположение св. Иннокентия в епископский сан произошло в довольно значительное время после назначения, именно 21 марта 1721 года. При рукоположении, которое произошло в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, он был наименован епископом Переяславским. 19 апреля 1721 года св. Иннокентий выехал из Петербурга. Прибыл в Иркутск только через год в начале марта 1722 года. Но св. Иннокентий не мог сразу проехать в Китай. В это время между русскими и китайцами произошли разные недоразумения, которые нужно было устранить. Этого устранения недоразумений св. Иннокентий должен был ждать. Переговоры длились более 5 лет, и св. Иннокентий должен был проживать в это время без определенного пристанища, иногда даже без средств, — то в Селенгинском Троицком монастыре, то в самом Селенгинске, то в Иркутском Вознесенском монастыре. Но и по окончании переговоров св. Иннокентию все-таки не суждено было проехать в Китай. По разным причинам признано было за лучшее послать туда не епископа, а архимандрита. Послан был архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Антоний, а св. Иннокентий вместо Китая получил новое назначение, именно на Иркутскую кафедру «настоящим», т.е. самостоятельным епископом.
        Вступив в управление Иркутской епархией, св. Иннокентий должен был позаботиться о своем помещении. До сих пор он жил в Вознесенском монастыре, отделенном от города рекой Ангарой, далеко не всегда удобной для переправы. Между тем ему необходимо было часто бывать в городе, где было много разных дел, требовавших непременно его присутствия. Для этого св. Иннокентию во что бы то ни стало нужно было иметь помещение в самом городе. Св. Иннокентий обратился сначала к городскому, а потом к губернскому управлению. После долгих проволочек и неприятностей св. Иннокентию был отдан для помещения дом Елизова, где теперь построена часовня в честь св. Иннокентия (против нового Кафедрального собора). Впоследствии, уже после кончины святителя, но по его ходатайству пред Святейшим Синодом был построен в городе нарочитый архиерейский дом.
        Немало хлопот причинило св. Иннокентию определение границ новой епархии. Дело это решено святейшим Синодом уже после его кончины. Много труда св. Иннокентий употребил на устройство новых и возобновление и украшение существовавших церквей. Ко времени вступления его на иркутскую кафедру в епархии было только 43 церкви. Вновь устроено при нем около 10 церквей. Много св. Иннокентий заботился об устройстве монашеской жизни, об образовании и приготовлении достойных священнослужителей, о религиозно-нравственном просвещении паствы вообще. Он употреблял все, зависящие от нет, средства: и власть, и слово назидания, и свой высокий пример. От св. Иннокентия дошел до нас весьма значительный сборник проповедей, которыми он наставлял свою паству. Весьма большое внимание обращал св. Иннокентий на просвещение христианскою верою бурят и других народов, населявших его обширную епархию. И труды его не оставались без успеха!
    Св. Иннокентий не отличался крепким здоровьем. Суровый климат, тяжелые жизненные обстоятельства расшатали его. Уже в 1728 г. он стал обильно болеть. Болезнь не ослабевала, а все усиливалась. 27 ноября 1731 года Святитель тихо скончался в Вознесенском монастыре. Вскоре после кончины Святителя жители Иркутска и Сибири стали свидетелями многочисленных чудес и исцелений, происходивших от мощей его. Громкая молва о них побудила Святейший Синод открыть его мощи для всенародного чествования и причислить его к лику святых. Память о нем постановлено праздновать 26 числа ноября.
    9 февраля 1804 года, были торжественно открыты его мощи и поставлены на уготованном месте в главном храме Вознесенского монастыря, за правым клиросом, где они пребывали до января 1921 года. Именно тогда мощи Святителя Иннокентия были вскрыты воинствующими безбожниками, выставлены для всеобщего обозрения, а затем увезены из Иркутска. Но Промыслу Божиему было угодно возвратить иркутянам утраченную святыню.
    В настоящее время мощи Святителя Иннокентия находятся в Знаменской церкви города Иркутска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *